Назад к списку

Что такое архитектурный проект и дизайн-проект и стоит ли доверить его разработку профессионалу

(статья опубликована 12 марта 2013 года)

В области архитектуры и дизайна этот вопрос часто поднимается и рассматривается с разных сторон заказчиками, строителями и специалистами, ведутся разнообразные дискуссии и споры. Архитекторы говорят, что без грамотного проекта невозможно создание качественной среды, эффективной работы конструкции, комфортного самоощущения человека относительно пространства, в котором он находится. Многие строители говорят, что хорошему мастеру проект не нужен, главное опыт. Заказчику же сложно сориентироваться в доводах сторон, так как он не является специалистом в данной области и не может оценить важность тех или иных решений. Но решение принимать именно ему, заказчику, и это, конечно, огромная головная боль.


Мне, как архитектору, которому нравится сотрудничать с заказчиком, а не навязывать свои услуги и решения, хотелось бы помочь вам понять, как именно протекает процесс проектирования, какие стадии он включает, какие важные стороны он имеет. То есть мне бы хотелось сделать этот процесс, насколько это возможно, прозрачным и понятным, чтобы вы могли сами оценить и сформировать своё отношение к этому вопросу.

Хотелось бы начать с того, что такое архитектура. «Польза, прочность, красота» – говорил Витрувий ещё в I веке до нашей эры, выделяя основные критерии, на которых базируется архитектура. Поэтому в своих рассуждениях я бы хотела затронуть все три аспекта. Я не буду, однако, делить их на три отдельные главы, так как они тесно связаны и переплетаются во многих точках.

В российском менталитете это понимание было стёрто из сознания большей части людей во времена Хрущёва. Архитектура была загнана в маленькие коробочки, роботизирована, о людях эта архитектура совсем забыла. Так была сформирована современная нам действительность, когда городская среда превратилась в серый муравейник. Причём эти процессы всячески пропагандировались и со временем устоялись, укрепились в сознании людей как «норма», эталон. А культура архитектуры и строительства была размыта за ненадобностью. В наше время у людей возникла потребность реконструировать эту среду, сделать её более дружественной и гармоничной. Но эталонов и примеров таких зданий и пространств не заложено в сознании, у потребителя крайне мало опыта взаимодействия с такой средой. Да и сформировавшееся в сознании десятками лет программа, что всё может советский человек сделать сам (и это очень мудрое решение во времена тотального дефицита культуры и материала) приводит к тому, что многие своими силами, опираясь на свой бытовой вкус пытаются преображать пространство вокруг себя. Таким образом, меняется среда, но не меняется её качество, она остаётся на том же уровне, что и была, но выполнена теперь другими материалами. Это тупиковый процесс. Желание потребителя создать качественную, современную среду может реализоваться только в том случае, если её формированием будет заниматься тот, кто может оперировать новыми категориями в новом контексте, вести диалоги с другими понятиями, изучать, анализировать и разбираться в процессах, которым раньше не уделялось внимание, формировать новые концепции и идеи, тестировать их на практике и анализировать результат. Для этого необходим широкий спектр навыков и способностей. Некоторые из них приобретаются в процессе долгого обучения и саморазвития, при постоянном тесном взаимодействии с многими культурными слоями, некоторые имеются от рождения в виде особенностей психики и врождённых способностей. К тому же, это требует большого количества времени. Это та основа для качественного проектирования, без которой невозможно создать и реализовать красивое и удобное здание, гармоничный и функциональный интерьер.

Кроме того, в каждом отдельном проекте на первом месте стоит человек, для которого эта среда создаётся. Не опираясь на его особенности (психофизиологические критерии, особенности характера, методы восприятия среды и взаимодействия с ней) невозможно добиться нужного результата.

Таким образом, архитектор и заказчик – это сотрудники при работе над проектом. Заказчик в данном случае является тем центром, вокруг которого раскручивается процесс. Он же является тем элементом, с которым пытаются войти в резонанс архитектор и создаваемое им пространство. Архитектор же является проводником, который ведёт заказчика через ландшафты незнакомых ему понятий и процессов, рассказывая и вводя в курс дела, открывая новые категории и горизонты.

Невозможно внедрить новое здание или пространство, не подготовив к нему сознание человека, не раскрыв методов взаимодействия с ним, не познакомив. Если этого не произойдёт, новое пространство будет отвергнуто как непонятное, а значит агрессивное. Это особенность психики человека.

Этот этап, сложный и непонятный, самый долгий в процессе проектирования. Здесь изучается окружающее пространство (участок строительства или помещения, информация, заложенная в нём), формируются необходимые функции, выстраиваются связи между ними, складываются, тестируются и отбрасываются концепции, читаются курсы истории и теории архитектуры и дизайна, формируются идеи и образы. Часто бывает необходимо привлекать к проекту специалистов различных профилей, на первый взгляд не связанных с архитектурой и строительством: психологов, социологов, маркетологов и других.

Далее этот образ обрастает деталями: визуальными схемами и решениями, материалами, раскрывающими суть образа и его эмоциональную составляющую, конструкциями, отражающими структуру пространства, картами и схемами освещения, которое так сильно влияет на эмоциональное восприятие.

После этого идёт та часть проектирования, где архитекторы чертят и подбирают конструкции и материалы. Очень важно, чтобы каждый элемент гармонично встраивался в общую картину. Необходимо всегда держать во внимании сформированный образ и не отступать от него. Здесь важен и сам элемент, и способ его взаимодействия с другими частями и целым. Эти связи между элементами очень многочисленны и сложны, так как складываются не только из визуального созвучия, но и из множества информационных, ассоциативных и других тонких слоёв. Архитектор выступает «дирижёром» этого процесса. Руководствуясь всеми своими знаниями, способностями, художественным вкусом, пониманием конструкций и материалов, он сонастраивает между собой все элементы проекта, руководствуясь созданным им совместно с заказчиком образом будущего здания или интерьера. Насколько гармоничной и красивой будет «музыка пространства» зависит от согласованности всех элементов. И в этом вопросе лучше дать карт-бланш мастеру. Ведь если какие-то элементы будут «фальшивить», вся мелодия не будет звучать гармонично. Поэтому так важно в самом начале внимательно отнестись к выбору архитектора или студии, с которыми Вы хотите работать, ознакомиться с портфолио, побеседовать, чтобы понять, созвучны ли вы друг другу.

Немаловажным этапом проектирования является сотворчество архитекторов, инженеров, технологов и мастеров разного профиля. Имея разносторонние знания в своей специальности, вместе они находят максимально эффективные решения сформированных заказчиком и архитектором задач.

Мир – очень нестабильная структура и всего невозможно предусмотреть заранее. Теория – лишь приближенная к реальности схема, но она не отражает её во всей полноте. Поэтому часто процесс проектирования не заканчивается формированием альбома чертежей и ведомостей. Во время строительства многое меняется (может неожиданно повести себя грунт, может быть снят с производства заложенный строительный элемент, может выявиться непроявленная ранее особенность местности и многое другое). Многие решения корректируются в процессе строительства в связи со сменой условий. Поэтому так важен авторский надзор. Архитектор меняет и подстраивает проект под новые реалии, следит, чтобы эти изменения согласовывались с общим замыслом. Кроме того он освобождает заказчика от работы со смежниками (инженерами, электриками, сантехниками, поставщиками) и может принимать более подходящие и эффективные решения, так как обладает базовыми знаниями в смежных с архитектурой областях и знает, как работает та или иная структура.

Тема, поднятая мной в этой статье, очень многогранна. И можно исписать ещё не один лист, раскрывая всё новые и новые нюансы. Однако, не думаю, что это необходимо. А с теми, кого заинтересовал этот вопрос, кто хочет обсудить его более подробно, я готова встретиться лично, в официальной или неофициальной обстановке и поговорить за чашечкой кофе.